Риск состоит в том, что нелицензируемое, неконтролируемое небанковское предприятие будет привлекать средства у населения в обмен на электронные деньги и появляется возможность либо хищения этих средств, либо использования их ненадлежащим образом, что приведет к неплатежеспособности и невозможности выполнить обязательства по требованиям клиентов.
Кредитный риск при проведении мобильных платежей проявляется в возможности неполучения (недополучения) причитающихся денег одной из сторон в финансовой операции. Возможности для кредитного риска приумножаются, если банковские операции не проводятся онлайн, а между клиентом и банком возникают дополнительные стороны.
Например, когда клиент вносит деньги на депозит через розничного агента, существует опасность, что операция не дойдет до банка и счет не будет прокредитован. С другой же стороны, когда происходит списание денег со счета, то уже розничный агент принимает на себя кредитный риск, особенно когда клиент пользуется кредитом для оплаты счетов через мобильный телефон.
Операционный риск в таких системах проявляется в самых разнообразных формах, включая технические сбои, кражи имущества с информацией и кодами, мошенничества, ошибки. Также в случае использования агентской сети и операций с наличными деньгами возрастает угроза ограблений.
Правовой риск связан с отсутствием или несоблюдением соответствующих норм, законов, договоров, регулирующих мобильные платежи, а также их изменениями. Реализации проектов по организации мобильных платежей предшествует анализ действующей нормативной базы, а также намерений регуляторов и законодателей по установлению правил для таких систем платежей. Анализ зарубежного опыта регулирования показал, что регуляторы либо приспосабливают существующие правила работы платежных систем к новым системам, либо сильно задерживаются на этапе разработки таких актов. Поэтому возникает высокая неопределенность в отношении правовой среды для данного бизнеса.
Риск ликвидности обусловлен тем, что розничные агенты могут не располагать достаточными суммами наличных средств для удовлетворения требований клиентов по снятию наличных, а также не имеют достаточного опыта в управлении финансовыми потоками.
При возникновении проблем у розничных агентов может пострадать и репутация связанных с ними оператора системы и банка. Например, неумелое обслуживание клиентов может сказаться на восприятии потребителями всех остальных участников проекта. Недоверие к системе мобильных платежей возрастет, если участятся случаи хищений, ошибок, перебоев в обеспечении наличными средствами сети розничных агентов. Более того, провал проекта одного оператора может подорвать доверие со стороны рынка к проектам других операторов и банков.
В частности, производители телефонов должны обеспечить повышенный уровень безопасности для предотвращения возможности хищения денежных средств с помощью вирусов или "троянских коней".
Производители телефонов, операторы сетей и банки должны согласовать единую модель для идентификации клиента. Операторы сети призваны предоставить низкозатратные коммуникации для платежных сообщений. Следует разработать стандарты сообщений и интерфейсы для обмена информацией между устройствами в точках продаж и мобильными телефонами, между мобильными телефонами и банковскими приложениями для платежей.
Зарубежные эксперты признают, что использование мобильных телефонов в качестве платежных устройств выявило проблему необходимости повышения технической сложности этих устройств. Для того чтобы добиться налаженной работы по проведению таких платежей, следует создать или модифицировать множество приложений для поддержки длинной цепочки процессов при выполнении задачи проведения платежа. Поэтому банкам, операторам, производителям мобильных телефонов, терминалов, продавцам товаров и услуг необходимо обновить свое оборудование и приложения для поддержки мобильных платежей.
Значительной преградой для развития мобильных платежей и мобильного банкинга являются нерешенные вопросы в сфере безопасности. Без решения этих вопросов мобильные платежи в большинстве стран еще долго будут оставаться в фазе пилотных проектов. Показательно, что усилия взломщиков кодов в интернет-банкинге прямо пропорциональны увеличению объемов электронных платежей. Если сегодня в мобильных сетях уже существуют вирусы и они могут легко распространяться, то вполне вероятно, что появятся и программы хакеров, "отщипывающих" мизерные суммы с миллионных оборотов при мобильных платежах. Но, с другой стороны, создание дополнительных и чрезмерных защитных барьеров в мобильной сети снизит удобство и простоту для пользователей, а также увеличит объем инвестиций банков и операторов в расчете на каждую единицу дохода [29].
Рекомендуем также почитать:
Функция денег как средства платежа
Основной особенностью функции денег как средства платежа является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг. Часто в момент совершения купли-продажи товара покупатель не имеет денег для его оплаты. Следовательно, в рамках функции средства обращения такая сд ...
Управлением риска ликвидности
Управление ликвидностью осуществляется двумя способами: путем управления активами и путем управления ликвидными заемными средствами. Управление риском ликвидности базируется на GAP-анализе, суть которого состоит в расчете абсолютного и относительного разрыва между потоками активов и пассивов по со ...
Оценка ликвидности
Оценку ликвидности и платежеспособности предприятия необходимо начинать с оценки ликвидности баланса. При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Группировки осуществл ...